21 31 марта 1685 г. родился Иога́нн Себастья́н Бах (нем. Johann Sebastian Bach; 21 31 марта 1685, Эйзенах, Саксен-Эйзенах — 28 июля 1750 н. ст., Лейпциг, Саксония, Священная Римская империя) — немецкий композитор, представитель эпохи барокко, органист-виртуоз, музыкальный педагог. За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы; он обобщил достижения музыкального искусства периода барокко. Бах — непревзойдённый мастер полифонии. Вопреки распространённому мифу, Бах после смерти не был забыт. Правда, это касалось произведений для клавира: его сочинения исполнялись и издавались, использовались в дидактических целях. В церкви продолжали звучать произведения Баха для органа, в постоянном обиходе были гармонизации хоралов. Кантатно-ораториальные сочинения Баха звучали редко (хотя ноты бережно сохранялись в церкви св. Фомы), как правило, по инициативе Карла Филиппа Эммануила Баха, однако уже в 1800 году Карлом Фридрихом Цельтером была организована Берлинская певческая академия Singakademie, основной целью которой была именно пропаганда баховского певческого наследия. Большой общественный резонанс приобрело исполнение учеником Цельтера, двадцатилетним Феликсом Мендельсоном-Бартольди 11 марта 1829 года в Берлине «Страстей по Матфею». Событием стали даже репетиции, которые проводил Мендельсон — их посетило множество любителей музыки. Представление имело такой успех, что концерт был повторён в день рождения Баха. «Страсти по Матфею» прозвучали также в других городах — во Франкфурте, Дрездене, Кёнигсберге. Творчество Баха оказало сильнейшее влияние на музыку последующих композиторов, в том числе и в XXI веке.(Википедия). Творчество Баха подразделяется на 2 большие категории: духовные и светские произведения. Игумен Петр (Мещеринов) посвятил творчеству Баха лекцию под названием «Иоганн Себастьян Бах. Богословие в звуках»: «Бах не писал богословских трактатов. Как иконопись называют богословием в красках, так его музыка – богословие в звуках. Нельзя сказать, что Бах это придумал, что это его индивидуальное творческое явление. Богословие в звуках – целая система, которая складывалась в церковном искусстве на протяжении всего средневековья, но музыкальное богословие Баха все же уникально в том смысле, в котором уникален, например, Андрей Рублев. Есть иконопись, есть иконописные школы, есть один неповторимый гениальный Андрей Рублев. То же и здесь. Есть соответствующая церковная западная школа обращения со звуками, и есть Бах, который довел ее до совершенства, можно сказать, завершил, подвел черту под эпохой музыкального философствования». (http://www.pravmir.ru/igumen-petr-meshherinov-iogann-..). Послушав духовные произведения композитора, с готовностью соглашаешься с этим утверждением (в качестве примера можно предложить Хоральную Фа-минорную прелюдию Ich ruf zu dir her Jesu Christ (BWV 639), знакомую многим по саундтреку к фильму Тарковского "Солярис"). Хотя духовные произведения и не единственная (пожалуй, самая глубокая) грань творчества великого композитора - яркими являются и его светские произведения (пример - всем известная Скерцо Си-минор "Шутка", или Joke B-moll, как её обозначают на Западе). BWV (общепринятое сокращение от нем. Bach-Werke-Verzeichnis — «Каталог работ Баха») — система нумерации всех известных произведений Иоганна Себастьяна Баха. Номера BWV были присвоены Шмидером в 1950 г. всем произведениям из каталога работ Баха (Thematisch-systematisches Verzeichnis der musikalischen Werke von Johann Sebastian Bach). Нумерация по BWV используется повсеместно и является общепринятым способом ссылки на работы Баха, например: «Музыкальное приношение», BWV 1079. Иногда нумерацию BWV называют нумерацией Шмидера. Эти термины взаимозаменяемы: во многих (в основном, старых) источниках можно встретить обозначения вроде S 232. Каталог Шмидера несколько раз обновлялся (работы спорного авторства переносились в приложение и добавлялись недавно открытые работы), обновлённые каталоги появлялись в печати: например, издание 1990 г. имеет ISBN 3-7651-0255-5. Последнюю версию BWV подготовили Альфред Дюрр (Alfred Dürr) и Ёситакэ Кобаяси (Yoshitake Kobayashi). На этот каталог, выпущенный издательством Брейткопф в 1998 г., музыковеды более не ссылаются как на «Шмидера», а называют его «Дюрр-Кобаяси». В отличие от каталогов других классических композиторов, упорядоченных хронологически, каталог Шмидера упорядочен по типам произведений, то есть является тематическим: сначала идут произведения для хора, затем для органа, потом для клавира и т. д. Поэтому маленький номер BWV не означает, что произведение является ранним. Для предпочтения тематического каталога хронологическому у Шмидера было несколько причин, наиболее значимые из них следующие: Многие работы Баха не могут быть точно датированы. Даже если на нотах написана дата, она может означать всего лишь дату копии, переаранжировки и т. д. Тем не менее, со времён Шмидера для многих работ Баха была установлена точная или вероятная дата сочинения. Баховское общество занималось публикацией работ Баха с 1851 г.; произведения публиковались по жанру, так что Шмидер следовал многолетней установившейся практике. (по материалам Википедии).